Разделы сайта

Главная

Адаптация

Адаптация - сложный диалектический многоуровневый и иерархический процесс взаимодействия личности и социальной среды, ведущий к оптимальному соотношению их целей и ценностей, реализации внутриличностного потенциала в конкретных условиях жизнедеятельности при благоприятном эмоциональном самочувствии.

Адаптация как процесс формирует адаптивность человека - способность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполнять ведущую деятельность, удовлетворять свои потребности, в полной мере соответствовать тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к нему групп, а также переживать состояние самоутверждения и самореализации.

Теоретический анализ концептуальных подходов к исследованию процесса адаптации позволяет выделить в его структуре три аспекта:

1)    психологическую адаптацию, связанную с особенностями личности, её психологическим состоянием;

2)    социально-психологическую адаптацию, направленную на установление взаимоотношений с окружающими;

3) психофизиологическую адаптацию, предполагающую формирование адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками человека.

О степени адаптации человека можно судить по таким критериям, как: положение, занимаемое индивидом в группе, коллективе, его социальный статус;

  • продуктивность и эффективность деятельности;
  • отношение к результатам своей деятельности, к самому её процессу, к успеху или неудаче в ней;
  • отношение к реальному социальному статусу в группе, степень удовлетворённости межличностными контактами и проч.;
  • степень реализации внутриличностного потенциала; отождествление себя с ценностями, традициями, взглядами окружающего социального слоя.

Понятием, противоположным адаптации, является дезадаптация. Она выражается в неспособности человека соответствовать собственным потребностям и притязаниям, выполнять требования, которые предъявляют к нему среда и собственная социальная роль. Признаком дезадаптации является переживание длительных внутренних и внешних конфликтов без своевременного формирования механизмов поведения, необходимых для их разрешения. Дезадаптация может быть следствием отсутствия у человека возможностей приспособиться к темпу жизни, трудовым и учебным нагрузкам. Этот тип нарушения адаптации чаще всего встречается у детей и подростков.

Трудности периода адаптации:

  1. Переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;
  2. Недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;
  3. Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
  4. Социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.

 

 

Выделяют несколько уровней адаптации учащихся в ситуации учебно-воспитательного процесса:

  1. Уровень академической адаптации. Он характеризуется степенью соответствия поведения учащегося нормам жизни в учебном учреждении. Критерием устойчивой адаптации данного уровня является принятие требований педагогов, ритма и содержания учебной деятельности, позитивное отношение к учебному заведению, достаточный уровень познавательной активности.
  2. Уровень личностной адаптации. Он определяется степенью принятия человеком самого  себя и выражается адекватной самооценкой, уровнем притязаний в микросреде, стремлению к самоизменению.
  3. Уровень социальной адаптации. Он отражает успешность интеграции личности в социальную группу в виде принятия его одногруппниками, характеризуется количеством коммуникативных связей, умением решать межличностные проблемы, а также степенью принятия педагогов как референтных взрослых.

Выделяют три основных признака нарушения адаптации у учащихся:

  1. Нарушение поведения. Сюда входят учащиеся «группы риска», которые склонны и проявляют такие девиации как, прогулы занятий без уважительных причин, побеги из дома, воровство, участие в драках,  внутригрупповых конфликтах, употребление спиртных напитков, агрессивное поведение, сквернословие.
  2. Психосоматические заболевания и эмоциональные расстройства. Кроме того, сюда входит группа учащихся, имеющих особенности психофизического развития.
  3. Низкая успеваемость и учебные затруднения.

Таким образом, теоретический анализ и практические результаты исследования позволяют заключить, что процесс адаптации учащихся определяет адекватное поведение и эффективное взаимодействие личности учащегося с новыми условиями обучения в ПТУ.

Одним из важных условий адаптации студентов к обучению в учебном заведении является спланированная целенаправленная работа куратора. Он помогает учащимся преодолеть сложности адаптации к обучению и планомерно адаптироваться к будущей профессиональной деятельности. Несомненно, процессами адаптации нужно управлять. Сочетание индивидуальной и активной коллективной воспитательной работы в адаптационный период способствует более быстрому достижению психофизического комфорта первокурсников. Внимание к каждому учащемуся, создание условий для самореализации – большая социальная, психологическая задача.

Задачи куратора:

  1. Помочь первокурсникам быстро адаптироваться к учебной жизни;
  2. Ускорить знакомство в группе;
  3. Сплотить группу;
  4. Сохранить контингент;
  5. Не допустить появления конфликтных ситуаций, расколов и изгоев в группе

Чтобы успешно вести работу по созданию сплоченного, организованного коллектива, необходимо изучить в начале учебного года состав группы, используя следующие методы:

  • метод изучения документов (личных дел).
  • метод опроса (анкетный опрос, групповое интервью).
  • метод наблюдения

От успешности адаптации учащегося к образовательной среде во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера, личностное развитие будущего специалиста и его здоровье.