Разделы сайта

Главная

Эффективное запоминание материала



Метод внешней компенсации:

  • Физическое воспроизведение обстановки: вспоминать легче там, где Вы запоминали.
  • Мысленное воспроизведение обстановки: то же, но мысленно, вспомнить фон — место, звучавшую тогда музыку, освещение.
  • Тонизирующий прием: если информация запоминается с трудом, попробуйте повторять ее с различными вариациями — громко и тихо, нараспев и скороговоркой, с необычным акцентом, сопровождая постукиванием….Все это тонизирует память.

Метод сокращения:

  • Использование базовых понятий: если вычленить и запомнить понятия, на которых строится текст, то по ним легко восстановить все содержание.
  • Литературный прием: выписываем и запоминаем начальные буква слов; для многих прием может оказаться недейственным даже после длительной тренировки.
  • Редактирование: делаем текст более лаконичным; заодно нередко откладывается в памяти и то, что мы выбросили (конечно, не так четко).
  • Уплотнение материала: в отличие от предыдущего приема переписываем текст своими словами, делая его максимально компактным; иногда одним словом можно заменить целую фразу.
  • Блочный прием: составляем блок-схему, подчиняющуюся принципу семерки.

Метод цепи:

  • Прием «крючка»: надо чем-то связать новые сведения с уже имеющимся в памяти «крючком» — по смыслу, созвучию, цвету, внешнему виду.
  • Табличный матричный прием: материал разносится в таблицу, форму и структуру которой Вы определяете сами.
  • Смысловое «дерево: главная мысль становится стволом дерева; от него отходят основные ветви-идеи (не больше семи), затем идут веточки, также послушные принципу семерки.
  • «Город знаний»: для хранения разнородной информации можно «выстроить» целый город; вспоминая, мы мысленно путешествуем по нему.
  • Перебор цепи: последовательно перебирайте звенья воображаемой цепи, в которой должно храниться искомое; обнаружив в цепи пропуск, перескочите его, пройдите вперед, а потом возвращайтесь; если звено не восстановится — попробуйте «переключиться» на прием релаксации.
  • Перебор ситуаций: где Вы могли видеть лицо, показавшееся знакомым? При переборе различных ситуаций (во дворе дома, в институте, на улице и т.д.) возможно, всплывут сведения об интересующем Вас лице.

Метод противоречия:

  • Контрастный фон: придумайте для запоминаемого яркий фон, создающий эффект контраста.
  • Парадоксальное выражение содержания: краткая и образная формулировка, например, «парадокс есть четырехугольный треугольник».
  • Построение антимоний: подыскивается понятие, прямо противоположное тому, что нужно запомнить.
  • Абсурдные примеры: суть помогают запомнить абсурдные примеры.
  • Запоминание через забывание: желая забыть что-то, мы концентрируем на нем свое внимание и в результате запоминаем; впечатлительным людям прием не подходит.
  • Релаксация: если в течение трех минут не удается что-либо вспомнить, расслабьте на несколько минут мускулы и постарайтесь ни о чем не думать; релаксация помогает практически всем.

Логический метод:

  • Поиск закономерностей: найти в запоминаемом какие-либо закономерности — смысловые, числовые, ритмические.
  • Использование аналогий: найти, на что похож объект.
  • Прием логического вывода: логическая связь объекта с известной информацией.
  • Моделирование: с помощью логических связей соединяем разрозненные факты в единую систему — модель для запоминания.
  • Прогнозирование следствий: представляем, что будет, если мы не запомним (или, наоборот, запомним) нужную информацию; напуганные или обнадеженные, мы вернее запомним то, что нам нужно.
  • Доведение выводов до логического конца (абсурда): развиваем содержащуюся в материале мысль дальше; возможно, мы придем к вполне здравому выводу, но, может быть, и к абсурду; в любом случае усвоить материал будет легче.

Метод художественного оформления:

  • Картинное изображение материала: стараемся нарисовать зрительный образ того, о чем речь.
  • Распределение ролей: (восемь — толстая женщина, семь — усатый мужчина и т.д.).
  • Эмпатия: человек мысленно перевоплощается в объект запоминания.
  • «Улыбка»: ищите в материале что-то веселое; можно карикатурно изобразить смысл, найти шутливое сравнение, смешно связать элементы материала.